Мьянма. Одной из первых. Янгон.

Никогда прежде я не слышала о Мьянме (она же Бирма). Но однажды мне посчастливилось там побывать, и я поняла, что это, бесспорно, – одно из лучших мест в мире. Повторюсь, я ничего прежде не слышала об этом затерянном мире, об этой самой буддистской в мире стране. Сказать, что я попала в этот мир случайно?! Нет, не осмелюсь. В жизни не бывает случайностей и совпадений. И, будучи немножко буддистской и немножко вегетарианкой, я верю, что у каждого из нас есть свой путь и свое предназначение, свой звездный час и время заката. Пять лет назад я волшебным образом попала в Индию, и вот в начале 2014 года я попала в Бирму.

Мой путь к ней лежал через одного старого друга, коллеги по работе и приятеля, который неожиданно появился за пару месяцев до Нового года. Он рассматривал Бирму и Янгон в качестве одного из своих бизнесс-проектов, ничего личного. И у меня появился шанс применить свой дизайнерский и управленческий опыт, а также немного отдохнуть. Но позже я просто влюбилась в эту страну с первого взгляда, с первого вздоха, с первого дня пребывания. О чем, собственно, и собираюсь рассказать. Не так давно страна Мьянма была закрытой для туристов в связи с военным режимом. И буквально несколько лет назад она постепенно начала открываться миру, как дикая роза на рассвете. Не каждому пока дано понять это, но я в нее верю. Есть в ней большой потенциал. До сегодня туристы здесь на вес золота и выглядят пусть не в диковину, но все же к ним еще не привыкли. Инфраструктуры пока нет. И попасть в Мьянму пока тоже дано не каждому. Впрочем, как и в любую буддистскую страну. Это я как начинающая буддистка говорю 🙂 На сегодня в Украине даже нет консульства Мьянмы. И визу мне пришлось делать через Москву.

Мьянма стала моей второй азиатской страной по счастливой, отнюдь, не случайности. Я ехала к ней уже подготовленной. Длинный перелет Киев-Амстердам-Бангкок дался мне легко. Дело было в начале года и мне было чем заняться. Медитация, практики прощения и возрождения – вот чем я занималась в самолете. По-простому, я мысленно подводили итоги уходящего года, анализировала, отпускала и освобождала свое ментальное тело. Впереди меня ждала потрясающая страна, и я хотела прилететь к ней абсолютно свободной и легкой, готовой к впечатлениям и восхищениям, готовая впитать все на полную. Из Бангкока в Янгон я летела уже внутренними мьянманскими авиалиниями на маленьком самолете. Все успела, контроль прошла без проблем и приключений. Из Киева везла водку в подарок, в ручной клади. Несмотря на непрямой билет к водке претензий не было. Видать, мое одухотворенное лицо помогало мне не привлекать к себе особого внимания.

И вот я в Янгоне - Namaste. На контроле вопросов, конечно же, нет! Маленький аэропорт, даже особо не разделен стенами. Еще в очереди на паспортный контроль вижу своего друга среди встречающих! Ура!! Мне не удалось потеряться. Киевстар вырубается на все две недели. Связи здесь для меня нет, работает только местный оператор. И это реально круто. Меня здесь никто не достанет! Во всех смыслах этого слова. Я забываю о телефоне на всю поездку.

Мы берем такси и выезжаем в город. Таксист не говорит на английском, он в принципе вообще не говорит. Только жует жвачку. Мой друг пытается завести с ним разговор, обращая мое внимание на рот таксиста. И тут таксист начинает улыбаться, и я понимаю, почему он не может говорить. Его рот забит чем-то темно-красно коричневым, что-то похожее на кашу. Периодически это что-то он выплевывает в окно. Это бетель. Его жуют все – женщины, мужчины. Это аюрведическое растение, которое освежает дыхание, а также имеет возбуждающее средство. Также особо продвинутые жуют «правильный» бетель, о чем я поняла по красным глазам и несколько эйфорической реакции. Что входит в состав этой жвачки, я понятия не имею, но, видимо, местные знают в этом толк.

Город Янгон мне кажется достаточно шумным, все много сигналят, разметки нет, пешеходных переходов тоже нет, тротуаров нет. Все ездят, мягко сказать, по беспределу. Воздух пыльный, но теплый. На дворе середина января, а я в шортах. Только это настолько поднимает мне настроение, что я не обращаю внимание на весь этот пыл и гам и дышу полной грудью с радостью и удовольствием. Мы подруливаем к месту назначения и отпускаем таксиста. Тут на меня начинают обращать внимание местные, и я чувствую себя немного неловко.

Для местных жителей девушка в шортах – не очень частое явление. Местные женщины носят юбки в пол, до сих пор нанося на лица специальную кашицу, которая защищает от загара и чрезмерного внимания. Мой друг успокаивает меня и говорит, что для туристки шорты – это норма, но больше ног ничего показывать не рекомендует. Ужинать мы отправляемся в японский ресторан. Пробовать в первый же день местную еду не рекомендуется. Желудок должен постепенно привыкнуть. Вдоволь набравшись саке, мы решаем прогуляться пешком после ужина и устраиваем променад. Как я уже сказала, тротуаров практически нет, а переходить дорогу можно, где вздумается. Главное делать это достаточно быстро. Если смотреть вниз, то зрелище так себе...

Мои модные босоножки D&G так и останутся здесь невостребованными. Из обуви нужны только балетки и кроссовки. Но если поднять глаза вверх, то серая пыль и грязь сразу забывается, когда перед глазами появляется торжественный Шведагон – центральная пагода Янгона, которая видна на большом расстоянии. Ее блеск поддерживается другими не менее красивыми пагодами, которые, как маяки, рассыпаны по всему центру. Сегодня мы видим Шведагон издалека, но даже это короткое знакомство вливает в меня особенный свет. Наш путь домой лежит через местный рынок, который работает допоздна. На нем все нереально дешево. Местные свежие фрукты, арбузы, дыни, клубника, ананасы. Все выглядит достаточно свежими, не смотря на позднее время. Но антисанитария та еще. Брезгливому человеку здесь лучше не гулять. Главное – это абстрагироваться и верить в себя. И тогда ничего «такого», что может испортить настроения, не случится (я о еде с рынка :)). Потом мы попадаем в китайский квартал, где вкусно пахнет самой настоящей китайской едой. Дальше в мусульманский и я, не веря своим глазам, вижу мечеть. Мусульман в Янгоне около миллиона.

Дома мой друг заботливо закрывает все окна в комнате, объясняя, что нужно быть осторожными с деньгами. Я непонимающе смотрю на него и на решетки на окнах. Неужели местные бирманцы обладают качествами настоящих йогов и такие гибкие, что могут просочиться через решетку? Мой друг смеется. Деньги – это особенные москиты больших размеров, после укуса которых на человека нападает лихорадка. Пережить это дело конечно можно, но очень сложно и болезненно. А если вовремя не обратиться за помощью, то можно и умереть. Квартира большая, чистая, современно меблирована, состоит из пяти комнат, общей кухни и двух санузлов. Каждая комната предназначена для 1-2 людей и закрывается на ключ. Такое себе мини общежитие или хостел. Соседями моего друга были симпатичный гей, толстая канадка и француженка с некрасивыми зубами. Уснула я, как младенец, как-то очень даже быстро акклиматизировавшись, не смотря на разницу во времени с Киевом, которая составляет 5,5 часов.

Такси нужно ловить посредине улицы, просто подняв руку вверх. Останавливается сразу несколько машин. Главное стоять в правильном направлении. Перед поездкой я решила разменять пару сотен баксов. Простой прохожий на удивление понял, что мне нужно и показал мне, где находится банк. В банке у меня не взяли те купюры, которые были сложены. Оказывается, банкноты должны быть абсолютно ровными. А если вы хотя бы раз сложили купюру вдвое, то, пиши - пропало. Придется или погладить, или привезти обратно. В этот день, дабы не привлекать внимание местных, я выбрала длинное платье и накидку на плечи. Мое состояние, еще с аэропорта, было просто namaste, и я с блаженной улыбкой на лице отправилась на работу моего друга.

LA6LA1Это новый проект французской булочной LA TARTINE

Ехала я по адресу на визитке: Pearl Condo A, corner of KaBaAye Pagoda Road & SaYarSan Road, Rangoon, Yangon, Burma  +95 1 557 448 Ext 858.

Мой то телефон не работал, и я очень надеялась, что таксист доставит меня к месту назначения. И вуаля! Через 10 минут я была на месте. На объекте кипела работа, внутри заканчивали ремонт, но оборудование уже было установлено, и в воздухе пахло настоящими французскими круассанами.

На самом деле Янгон – это хороший start up для многих проектов, в частности ресторанного и гостиничного бизнеса. Бывшая столица Бирмы открывает двери туристам и экспатам, которые нуждаются в европейском сервисе. И мой друг, как никто, это хорошо понимал. Безусловно начинать бизнес иностранцу в Мьянме нелегко, придется столкнуться с массой бюрократических вопросов и подводными камнями. На мой вопрос «почему Бирма?», - мой друг ответил просто: «А почему нет?». А действительно почему нет? Дорогу осилит идущий.

Развивающаяся страна – это отличный плацдарм для туристических стартапов и не только. Большой потенциал в недвижимости, как частной, так и коммерческой. Также Мьянма – это самый крупный в мире источник драгоценных камней, золота и нефрита. Продажа драгоценных камней составляет огромную часть экономики Бирмы. Так что любителям камней да побольше есть, на что посмотреть. И конечно это образование. Последнее время все больше и больше появляется частных школ. Короче говоря, есть во что грамотно инвестировать. А количество туристов с каждым годом растет.

В LA TARTINE меня ждал горячий кофе и настоящий французский круассан, хрустящий и с шоколадом. Ми-ми-ми-ми – это было так по-французски! После завтрака у нас состоялась рабочая планерка, и в мое попечение поступили две новых сейлз-менеджеров. Где-то около часа-двух я вводила их в мир прямых продаж, объясняла азы работы с клиентами и все такое. Девочки смотрели на меня, открыв рот. Больше всего им понравилось мое платье и мой цвет лица. Потом привезли декор, и я занималась его размещением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*